Поправки в законодательство о банкротстве вносятся в два этапа. Один блок изменений 31 июля был подписан президентом, с этой же даты поправки вступают в силу. Вторая часть поправок еще только вносится в виде законопроекта в Госдуму. 1 августа правительство подписало соответствующее постановление. Эти поправки существенно изменят процедуру банкротства компаний.
Вопрос совершенствования законодательства о банкротстве крайне актуален, что подтверждает статистика Единого федерального реестра сведений о банкротстве. По итогам 2016 года суды вынесли 12 602 решения о признании компаний-должников банкротами, в 67% случаев кредиторы должника не получили ни рубля в ходе конкурсного производства. Доля удовлетворенных заявлений о привлечении руководства и собственников банкротов к субсидиарной ответственности (расплата по долгам их фирм при недостаточности активов, которые можно реализовать для расчетов с кредиторами) составляет 16% от общего числа (из поданных 2699 заявлений удовлетворено 429). Реальные же расчеты во исполнение судебных решений по субсидиарной ответственности и вовсе редкость, указывают юристы.
Низкая эффективность института банкротства подталкивает законодателей вносить изменения, предлагая бизнесу более работоспособные и действенные инструменты для возврата долгов.
Реальная ответственность
Поправки вводят в закон о банкротстве норму, позволяющую привлекать к субсидиарной ответственности ее реальное руководство и собственников, а не так называемых номинальных директоров — подставных лиц, в реальности не управляющих компанией и, главное, не имеющих имущества для расплаты по ее долгам. В новой редакции закона «номиналы» освобождаются от ответственности, если укажут на реальное руководство и собственников банкрота.
Мнения юристов относительно этой новеллы разделились. По мнению некоторых из них, это необходимая норма, которая обеспечит эффективное взаимодействие номинальных директоров с арбитражными управляющими (курируют процесс банкротства) и правоохранительными органами для выявления и привлечения к ответственности реально виновных в банкротстве лиц. Однако многие считают, что массовой сдачи реальных виновных в банкротстве не будет.
Контролирующие лица
Поправки устанавливают круг лиц, которые могут быть признаны контролирующими компанию-должника. До сих пор этот круг в законодательстве очерчен не был.
Теперь он довольно широк: от непосредственного руководства компании (и родственников) и собственников, лично или в группе распоряжающихся более чем 50% акций или долей фирмы либо имеющих право назначать руководителя, до лиц, действующих по доверенности (замещающих отсутствующее руководство) или извлекающих выгоду из недобросовестного поведения менеджмента компании. Например, если все средства от совершенных через многочисленные компании-прокладки сделок поступили на счет одного лица, это лицо будет признано конечным получателем экономической выгоды и привлечено к ответственности.
Раньше, когда понятие «контролирующее лицо» не было конкретизировано, судьи по своему внутреннему убеждению принимали решение, кого именно привлекать к субсидиарной ответственности. Конкретизация положительно скажется на единстве судебной практики. Перечень контролирующих лиц должника, которых можно привлечь к субсидиарной ответственности по долгам компании, в новой редакции закона остается открытым.
Поправками закрепляется принцип автоматической субсидиарной ответственности руководства и собственников, если у компаний-должников недостаточно средств для полного погашения долгов перед кредиторами при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: ими или в их пользу, или с их одобрения совершались сделки, существенно навредившие компании, не в порядке бухгалтерские документы, отсутствуют обязательные к хранению бумаги компании либо информация в них искажена и пр.
До принятия поправок доказывать виновность директоров и учредителей в банкротстве компании приходилось арбитражным управляющим или самим кредиторам, в зависимости от того, кто подавал заявление о привлечении к субсидиарной ответственности. Теперь же ответчикам нужно будет доказывать свою невиновность.
За банкротным рублем
Изменения в закон о банкротстве вводят новый вид вознаграждения для арбитражных управляющих в размере 30% от размера требований кредиторов, погашенных за счет привлеченных к субсидиарной ответственности лиц. При этом вознаграждение управляющему в размере 7% от общей конкурсной массы, действующее сейчас, сохраняется.
В настоящее время большинство заявлений от арбитражных управляющих о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности являются лишь необходимой формальностью и не приводят к каким-либо результатам. После изменений закона появится достаточно серьезная финансовая мотивация для управляющих добиваться привлечения к ответственности контролирующих лиц и реального взыскания с них денежных средств.
Вопросы о целесообразности столь высокого вознаграждения могут возникнуть у кредиторов: ведь выплата осуществляется из средств, взысканных в их интересах. Впрочем, во избежание конфликта законом предусмотрено, что право на получение 30% управляющий имеет, только если докажет, что деньги в конкурсную массу поступили именно в результате его действий по привлечению руководства и собственников компании к субсидиарной ответственности.
Защита для должника
Поправки защищают не только кредиторов, но и должников. Важное изменение именно такой направленности содержится в еще не принятом проекте поправок, направленном правительством в Госдуму.
Документ предусматривает возможность параллельной подачи в арбитражный суд не только заявления о банкротстве, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов. Последнее предполагает защиту от банкротства: если суд рассмотрит такое заявление в пользу компании, в отношении нее не может быть введено конкурсное производство. Таким образом, поправками предлагается новая процедура, фактически являющаяся процедурой финансового оздоровления должника.Это позволит должнику прекратить большую часть исполнительных производств и отменить все имеющиеся ограничения, после чего продолжить деятельность. Должник должен будет в суде раскрыть свои активы, предоставить отчет о финансовом состоянии и предложить свой план погашения задолженности. В дальнейшем на собрании кредиторов проходит голосование за утверждение данного плана. Если большинство принимают план, а затем его утверждает арбитражный суд, то в течение нескольких лет (максимум четырех, однако по решению кредиторов этот срок может быть продлен еще на четыре года) план реструктуризации реализуется.
Сейчас встречаются случаи, когда процедура банкротства прекращается мировым соглашением между кредиторами и должником, но это возможно только при согласии сторон. Процедура же реструктуризации долгов дает шанс должнику, испытывающему временные трудности, если кредиторы изначально не намереваются идти на уступки.
Однако, здесь возникает риск, что должник будет пользоваться реабилитационным механизмом недобросовестно.
Требуется юридическая консультация?
Звоните - 8-906-719-77-33!