Когда был принят закон об "Обязательном страховании гражданской ответственности", постановлением правительства было поручено министерству транспорта разработать методику расчета ущерба, чтобы появился единый на рынке документ и для страховщиков, и для экспертов-техников, и для автовладельцев, на основании которого и принималось бы решение, сколько кому возмещать. Однако 10 лет спустя документа так и не был принят.
Именно из-за отсутствия единой методики постоянно возникают страховые споры между автовладельцами и страховщиками, которые выплачивают значительно меньше денег, чем необходимо для осуществления ремонт автомобиля. Только за прошлый год состоялось более 600 тысяч судов по страховым спорам о сумме выплат, при этом, практически всегда в таких спорах суды вставали на сторону автовладельцев. По мнению представителей Российского союза автостраховщиков, единый для всех документ снял бы большинство страховых споров.
Приведет ли принятие этого документа к защищенности прав автовладельцев или узакониванию заниженных страховых выплат, еще предстоит узнать. Пока что, известно, что все формулы расчета восстановительных расходов были взяты из постановления правительства № 361. Учет износа автомобиля сохранен, он зависит от возраста машины и ее пробега. Возраст автомобиля предложено считать с момента начала эксплуатации машины. Помимо этого коэффициента износа, РСА предложило ввести еще индивидуальный. Он начисляется в том случае, если какая-то деталь автомобиля заметно более изношена, чем положено в соответствии с возрастом и пробегом. Например, автомобиль уже был в аварии и его ремонтировали. В этом случае начисляется дополнительный коэффициент. При этом, не на все детали начисляется износ. Без износа считаются элементы тормозной системы, системы рулевого управления, оптика, подушки и ремни безопасности - в общем, все то, от чего зависит безопасность, и при неисправности чего запрещена эксплуатация.
Один из главных вопросов, откуда эксперты будут брать стоимость запчастей и нормочаса на работы? Для этого, после принятия этой методики, будут разработаны ценовые справочники. По скромным подсчетам, в них будет более 80 миллионов записей. Предполагается, что они покроют 80 процентов всех моделей машин. А обновляться данные в этих справочниках будут раз в полгода.
Если у автовладельца на руках окажется эксклюзив, деталей которого в этом справочнике нет, то расчет будет проводиться по старинке вручную, как это делается и сейчас. То есть эксперт соберет статистическую информацию о ценах на данный агрегат, а потом выведет среднюю. Как заверили в РСА, дилерские цены тоже одна из составляющих при расчете средней стоимости.
Документ будет утвержден на заседании правления РСА, после этого его направят в Центробанк - мегарегулятору страхового рынка. Напомним, что сейчас в Госдуме дожидаются второго слушания поправки в закон об ОСАГО. В них, в частности предлагается передать Центробанку полномочия по утверждению единой методики расчета ущерба, разработанной РСА. Соответственно, стать единственной на этом рынке она сможет только после принятия поправок в закон об ОСАГО. А до этого времени РСА настоятельно будет рекомендовать всем экспертам и страховым компаниям пользоваться только ей.
Страховая занижает выплату?! Поможем>>