По статистике в сорока процентах случаев действия налоговиков можно успешно оспорить.
Досудебный порядок урегулирования спора
Обязательный досудебный порядок урегулирования споров, в том числе, налоговых, успешно развивается по всему миру, и наша страна не стала исключением. С начала прошлого года досудебный порядок урегулирования спора с налоговой стал обязательным в нашей стране. Это означает, что если решение вынесла районная или межрайонная инспекция, то оно оспаривается в управлении ФНС по региону. Если решение вынесла межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам или УФНС по субъекту, то жалоба подается в ФНС России. По статистике в Москве около 16% споров с налоговыми органами удается решить до суда.
Даже если вы не верите, что вышестоящая налоговая отменит решение, жалобу подавать все равно надо, иначе вы не сможете обратиться в суд.
Срок подачи жалобы составляет один месяц с момента получения решение налоговой, в противном случае оно вступит в силу. Срок на подачу жалобы не подлежит восстановлению, поэтому если вы не успеваете отвезти документы в налоговую, то документы могут быть отправлены почтой.
Для удобства налогоплательщиков жалоба подается в налоговый орган, вынесший оспариваемое решение.
Согласно Налоговому кодексу РФ срок рассмотрения жалобы должен составлять не более двух месяцев. Жалоба рассматривается в заочном порядке, без вызова сторон. При этом вышестоящий налоговый орган не может ухудшить положение налогоплательщика.
Очень важно, указать в жалобе все эпизоды, с которыми вы не согласны, так как если вам не удастся доказать незаконность действий налогового органа в вышестоящей инстанции, то в суде вы сможете спорить с ней только по тем основаниям, которые указывали в жалобе.
Как оформить жалобу в налоговую?
Жалоба на решение налогового органа подается в письменной форме. Она должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем (в этом случае к жалобе прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя).
Жалоба на решение налогового органа должна содержать следующие обязательные сведения:
- наименование и адрес организации или Ф.И.О. и место жительства физического лица;
- обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера;
- наименование инспекции, решение которой оспаривается;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
Форма жалобы на законодательном уровне не утверждена. Поэтому налогоплательщик составляет ее в произвольном виде. Главное, чтобы в ней содержались указанные выше сведения. В жалобе могут быть приведены и иные сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты), необходимые для ее своевременного рассмотрения. Кроме того, Вы вправе (но не обязаны) приложить к жалобе документы, подтверждающие свою доводы. Отправьте в налоговую не только первичные документы (счета, акты и проч.), но и отчетность. Также будет полезно приложить письма ФНС и Минфина, которые подтверждают Вашу позицию и судебную практику.
Работа это непростая, нужно детально разобраться во всех тонкостях и написать жалобу так, чтобы бумага убедила налоговую в вашей правоте. Неправильное досудебное обжалование может существенно снизить ваши шансы в суде. Так, наиболее распространенные ошибки налогоплательщиков, которые мы встречали в своей практике, — обжалование решения налоговой в части (что впоследствии исключает возможность обжалование решения полностью) или непредставление всех необходимых документов (может возникнуть ситуация, когда юристу придется объяснять, почему налогоплательщик не мог представить их при досудебном обжаловании).
Обжалование решения налоговой в суде
Если досудебный порядок урегулирования спора не принес желаемого результата, а вы уверены в своей правоте, то придется оспаривать решение налогового орган в суде. После того как вы получите решение вышестоящего налогового органа, у вас будет три месяца на подачу заявления. К заявлению целесообразно прикладывать письма ФНС и Минфина, которые подтверждают правоту Ваших доводов, а также судебную практику, поскольку суды первой инстанции очень часто ориентируются позиции вышестоящих судов.
Помните о том, что закон исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. Постарайтесь найти ошибки в действиях налоговой. У них большой объем работы. Вполне возможно, что они нарушили налоговое законодательство при проведении проверки. Довольно часто суды встают на стороны налогоплательщиков, когда те доказывают, что налоговая превысила срок проверки, провела несколько проверок по одним и тем же основаниям, запрашивала документы, не относящиеся к предмету проверки т.д. Но не стоит рассчитывать на одни лишь формальные основания. Они могут быть хорошим дополнением к вашим аргументам о том, что налоги вы посчитали и уплатили верно.
Не бойтесь спорить с налоговыми органами. Выигрывать у них не только можно, но и нужно. Юридическим лицам в 2015 году удалось отменить решение налогового органа примерно в 40% случаев.
Для получения консультации звоните - 8 906 719 77 33!